Пароль (Забыли?)

Соликамский дошкольный портал


Логотип

Секреты формирования культуры поведения в процессе нравственного воспитания дошкольников

Секреты формирования культуры поведения в процессе нравственного воспитания дошкольников

 Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. Но случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в семье.

Советы для родителей.
1. Беседуйте с детьми.
Беседуя с детьми, вы побуждаете их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, даёте ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью взрослого ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.
2. Читайте и анализируйте художественные произведения вместе с детьми.
Например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон создают стихи, загадки, песни, включённые работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включайте детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, можно создать рисунки по мотивам сказок, рассказов, организовать выставку работ.
3. Играйте с детьми.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
Можно использовать такие игры и упражнения:
- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски, «Мы артисты»);
- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были – вам не скажем, а что делали - покажем»);
- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают») и др.
4. Наблюдайте за деятельностью взрослых в процессе игр, занятий, труда.
Улыбка взрослого, кивание или покачивание головой, контакт, взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Эффективность нравственного воспитания зависит от условий, способствующих усвоению культуры поведения.
1. Позитивный настрой детей.
2. Пример взрослых
3. Связь с семьей.
Воспитание культуры поведения, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований взрослых в окружении ребёнка; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Здесь необходимо помнить про единство следующих принципов обучения и этикета:
• принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников;
• принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Таким образом, мы, взрослые поможем детям усвоить навыки культурного поведения ( проявление вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарные навыки оказания помощи, приветливые формы общения и т.п.), научим понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскроем их. Общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) станут внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Материал подготовил:
Томилина И.А., воспитатель
высшей квалификационной
категории МАДОУ
«Детский сад № 43»

19.02.2013